Архипенко Фёдор Фёдорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4820
Орден Ленина № 24202
Архипенко Фёдор Фёдорович – помощник командира 129-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (22-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии майор.
Родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Степской волости Бобруйского уезда Белорусской ССР (ныне Бобруйского района Могилёвской области, Беларусь). Белорус. В 1922–1933 годах жил в селе Поболово (ныне Рогачёвского района Гомельской области, Белоруссия), с 1933 года – в городе Бобруйск. В 1938 году окончил 9 классов школы и Бобруйский аэроклуб.
В армии с ноября 1938 года. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 17-го истребительного авиационного полка (в Киевском особом военном округе; город Ковель Волынской области, Украина). Летал на истребителе И-153.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – декабре 1942 – лётчик и командир звена 17-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – октябре 1943 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи 508-го истребительного авиационного полка, в октябре 1943 – апреле 1945 – командир авиаэскадрильи и помощник командира 129-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Юго-Западном (июнь 1941 – май 1942), Брянском (май – июль 1942), Воронежском (июль – октябрь 1942), Юго-Западном (октябрь – декабрь 1942), Воронежском (декабрь 1942 – июль 1943), Степном (октябрь 1943 – октябрь 1944), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – апрель 1945) фронтах.
Участвовал в оборонительных боях на ковельском и луцком направлениях, Киевской оборонительной операции, боях на курском и белгородском направлениях, Воронежско-Ворошиловградской операции, Сталинградской битве, Харьковской операции, Курской битве и битве за Днепр, Кировоградской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской операциях.
15 октября 1941 года на истребителе ЛаГГ-3 совершил посадку на оккупированной территории, чтобы вывезти сбитого однополчанина Н.И. Савина. При посадке самолёт Ф.Ф. Архипенко подломал шасси. Четыре дня лётчики пробирались по тылам врага к своим, 19 октября 1941 года пересекли линию фронта и 30 октября 1941 года вернулись в свой полк. В январе 1943 года в воздушном бою был ранен в правое плечо. В июне 1943 года при бомбардировке вражеской авиацией аэродрома был ранен в правую руку и правую ногу.
За время войны совершил 467 боевых вылетов на истребителях (205 – на И-153, ЛаГГ-3 и Як-1, 69 – на Як-7Б, 163 – на P-39 «Аэрокобра»), в 102 воздушных боях сбил лично 29 и в составе группе 15 самолётов противника *.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии майору Архипенко Фёдору Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В июне 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую авиационную школу ВВС. В июне 1945 – феврале 1946 – помощник командира 129-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Центральной группе войск; Австрия). Летал на истребителе P-39 «Аэрокобра».
В мае 1951 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В мае 1951 – декабре 1952 – командир учебного авиационного полка Сталинградского военного авиационного училища (город Новосибирск). Летал на истребителях Як-9 и МиГ-15. В декабре 1952 – декабре 1955 – лётчик-инспектор и старший лётчик-инспектор по технике пилотирования 58-го истребительного авиационного корпуса (в Ленинградском военном округе; город Таллин, Эстония). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.
В декабре 1955 – августе 1958 – старший лётчик-инспектор отдела подготовки лётного состава Управления военных учебных заведений ВВС, в августе 1958 – мае 1959 – старший штурман-лётчик Ейского военного авиационного училища лётчиков. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17. С июля 1959 года полковник Ф.Ф. Архипенко – в запасе.
В 1959–1961 годах работал сменным заместителем начальника перронной службы аэропорта «Внуково», в 1961–1962 годах – инженером эксплуатационно-ремонтного отдела по вертолётам в ОКБ Московского машиностроительного завода «Рассвет», в 1962–1963 годах – техником-инспектором горкома профсоюза на Московском карбюраторном заводе.
В 1963–1965 – старший инженер треста «Моссанэлектропром» Главмосстроя, в феврале – сентябре 1965 – старший инженер-экономист планово-экономического управления Министерства гражданской авиации СССР, в январе – мае 1966 – старший инженер Министерства местной промышленности РСФСР.
В 1966–1967 – старший инженер технического управления Центрального союза потребительских обществ, в 1967–1969 – начальник отдела в Министерстве сельского строительства РСФСР. В 1968 году окончил Московский инженерно-экономический институт.
В апреле – августе 1969 – заместитель начальника отдела Главного управления сельского экспериментального строительства и ремонта Министерства сельского хозяйства СССР, в октябре – декабре 1969 – старший инженер треста «Союзсвязькомплект» Министерства связи СССР.
В 1970–1974 – заместитель начальника и начальник отдела технической документации, главный инженер проекта и руководитель группы треста «Мособлоргтехстрой» Главмособлстроя. В 1974–1975 – заместитель заведующего отделом учёта и распределения жилой площади Бауманского районного совета депутатов города Москвы.
В 1975–1982 – главный инженер проекта и заместитель управляющего треста «Мособлоргтехстрой» Главмособлстроя. С 1982 года работал старшим инженером по технике безопасности треста «Моссанэлектропром» Главмосстроя, затем – заместителем директора ГУП «Мособлстройпрогресс» (до апреля 2004 года).
Жил в Москве. Умер 28 декабря 2012 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Полковник (1956). Награждён орденом Ленина (27.06.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.01.1943; 17.07.1944; 25.04.1945), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (26.02.1943) степени, Красной Звезды (26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949), другими медалями**.
В деревне Сычково Бобруйcкого района Могилёвской области установлен памятный знак Ф.Ф. Архипенко.
Примечания:
1) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 29 личных и 15 групповых побед;
2) 16 ноября 1986 года Ф.Ф. Архипенко был ошибочно вручён четвёртый орден Красного Знамени. Ошибка произошла из-за того, что в архиве отсутствовала отметка о вручении ему третьего ордена Красного Знамени (которым он был награждён 25 апреля 1945 года). В действительности этот орден был вручён ему ещё 18 августа 1945 года (что хорошо видно на послевоенных фотографиях, на которых у него три ордена Красного Знамени).
Сочинения:
Записки лётчика-истребителя. М., 1999;
Я начал войну на «Чайке». М., 2007;
На взлёт! Записки лётчика-истребителя. М., 2013.
Из воспоминаний Ф.Ф. Архипенко (из книги «Всем смертям назло»):
В первый день войны наш аэродром Валицк бомбили четыре раза группы по 40-60 бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме. Некоторые лётчики в тот день поседели.
Мне как раз выпало быть оперативным дежурным по аэродрому, и на меня, как на младшего лётчика, произвели неизгладимое впечатление выдержка и выправка заместителя командира 13-й истребительной авиадивизии, героя Испании Ивана Алексеевича Лакеева, прилетевшего на аэродром около полудня и взявшего в свои руки руководство деморализованными полками. А когда около 16 часов И.А. Лакеев отпустил меня с КП, я по собственной инициативе выполнил первый полёт в военном небе: прошёл от Бреста до Равы-Русской и, не встретив немцев, привёл И-153 («чайку») на свой аэродром... Через несколько дней в полку осталось всего 6 самолётов, и я в числе других оставшихся в живых лётчиков 17-го истребительного авиаполка попал в Ростов-на-Дону, где наскоро переучился на ЛаГГ-3.
Выполнив зачётный полёт первым, был назначен на дежурство в готовности № 1, а по инструкции это значит – мы не должны покидать кабину ни на минуту, чтобы срочно взлететь по сигнальной ракете (пищу нам подавали в самолёт). Я отдежурил в кабине двое суток непрерывно, к концу не то засыпал, не то терял сознание. О дежурном звене просто забыли! Когда на третьи сутки мы всё-таки вышли из машин, чтобы поразмяться, на аэродроме появился командующий ВВС округа и, не вникая в детали, приказал расстрелять всё звено за нарушение инструкции. Под пистолетом растерянного порученца я всё же не потерял присутствия духа, и убеждал своих товарищей, что расстреливать нас не будут, а отправят на фронт. Там мы нужнее!
И командир полка майор Дервянов решительно вступился за лётчиков. (Позже я понял, что тот абсурдный приказ был «воспитательной мерой»).
В августе 1941 года наш 17-й иап был направлен под Киев. Здесь в воздушной схватке под Кременчугом сбил первый немецкий Ме-109 и подбил другой самолёт, с дымом ушедший за Днепр. Через несколько дней, прикрывая своих бомбардировщиков, сбил Хе-111, ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а ещё через день метким огнём по стрелку, а затем по моторам сбил Ю-88. Роста я невеликого, худощав. Однополчане шутили: у тебя птичья кость, наполненная воздухом, но кулак у тебя увесистый, когда надо.
15 октября 1941 года при штурмовке частей противника в районе украинского города Сумы был подбит самолёт Н.И. Савина. И тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Долг свой я видел в спасении товарища и его самолёта. Приземлил свою машину рядом, но на пробеге (по закону подлости!) подломились шасси...
Четыре дня, переодетые в гражданскую одежду, мы пробирались через немецкие тылы к линии фронта. Однажды даже были остановлены вражеским патрулём. Но моя белорусская певучая речь, полные напускного добродушия глаза, холщовая рубашка и босые ноги обманули бдительных бывалых немцев (фельджандармов).
Вскоре наш 17-й иап вместе с 508-м и 438-м полками вошли в состав 205-й истребительной авиадивизии, которой в то время командовал подполковник Евгений Савицкий. Летом 1942 года я, после десятиминутного инструктажа, впервые взлетел на Як-1. Но весь 1942 год, всю Сталинградскую битву летал на ЛаГГе с бортовым номером 4.
Под Сталинградом я, как мне сказал командир, провёл несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну – под Калачом, в условиях крайне ограниченной видимости, что дало командованию возможность ввести в действие 26-й танковый корпус и без остановки двигаться на город Калач; другую – в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчётную дальность полёта. Из той второй разведки я вернулся с пустым баком в режиме планирования, перетянув через Дон, разделявший советские и немецкие войска, на высоте нескольких десятков метров и посадив машину на снег...
В январе 1943 года я «нашёл» ушедшие в прорыв части 3-й танковой армии, за что командарм П.С. Рыбалко наградил меня орденом Отечественной войны 2-й степени...
В апреле 1943 года в Новокузнецке полк был перевооружён на Як-7Б и летом с аэродрома под Прохоровкой я принимал участие в Орловско- Курской битве, где, будучи уже комэском, сбил 12 самолётов.
На земле во время налёта немецкой авиации на наш аэродром я был ранен в ногу и руку. Врачи хотели даже ампутировать руку. Однако, несмотря на тяжёлое ранение, я выбыл из строя всего лишь на две недели. В июле 508-й иап, где я тогда воевал, был перевооружён на американские «аэрокобры». Вскоре после переучивания командование поменяло («махнуло») меня, непокорного комэска, на другого своенравного аса – П.И. Чепиногу, воевавшего в 27-м иап (129-м гиап). Я принял первую эскадрилью полка, моим замом недолго был выдающийся советский ас Н.Д. Гулаев. Парой мы провели лишь один бой, в котором сбили по самолёту: Гулаев – Ме-109, а я – Ю-87…
К концу октября 1943 года мне удалось сколотить сильную эскадрилью, где особенно выделялась шестёрка: Архипенко – Бурганов, Королёв – Мариинский, Лусто – Глотов. Наш полк возглавляли известные асы: В.И. Бобров, затем В.А. Фигичев. Под их командованием я провёл эскадрилью с минимальными потерями через сражение за Днепр, жестокие бои в Молдавии, Румынии, Польше, Чехословакии и Германии.
...На всю жизнь запомнился мне один бой с «мессером» под Воронежем. Во время этого воздушного боя при лобовой атаке лётчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, будто ложится шар в лузу при игре в биллиард. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в четырёх-пяти метрах. Снаряд прошёл между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров... Если бы у немца не кончился боезапас, он мог бы очередью перерезать меня.
23 марта 1944 года моя четвёрка схватилась в тяжёлом бою с несколькими десятками «лаптёжников», как мы между собой называли фашистские бомбардировщики Ю-87, сбив 8 из них. Горючее было выработано полностью, и лётчики приземлили самолёты неподалёку на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила нас чем Бог послал, посетовав, что немцы увели корову. Я дал ей 700 рублей, и та вскоре привела на свой двор новую корову, купленную по соседству.
Весенние бои 1944 года в Молдавии складывались для меня, как для лётчика, счастливо: сбито 11 самолётов противника. Чувствую себя довольно смелым и ловким бойцом, как говорили мне товарищи, «тонким тактиком».
Ещё где-то к лету 1943 года я обрёл уверенность, что истребителю меня не сбить. Я мог упредить любой его манёвр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело – бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут решают судьбу точность и неожиданность атаки.
Свой последние боевые вылеты я, помощник командира 129-го гиап по воздушно-стрелковой службе, провёл в паре с Б. Головановым, сменившим Н. Бургонова, чей самолёт был сбит в районе города Яссы зенитным огнём.
Биографию подготовил:
Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
Всем смертям назло. М., 2000
Герои Советского Союза - могилевчане. Минск, 1965
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Личное дело
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984